Усманова Ольга           Владиславовна

Публикации

На сайте http://festival.1september.ru

 

 

Развитие познавательного интереса учащихся через игру   на уроках музыки.

 

Усманова Ольга Владиславовна

Учитель музыки СОШ№7, г. Лениногорск,423250, Республика Татарстан

__________________________________________________________________

 

  На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники. Да и общество требует людей образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

   Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение осуществляется с помощью активных методов, а одним из таких методов в нашей профессии является игра, способствующая формированию познавательного интереса.

   Дети любят играть, и делают они это виртуозно. В любом ребенке живет исследователь; правда. У одних это качество проявляется очень ярко, а у других «исследовательская жилка» запрятана глубоко и надежно. Помочь лучше узнать других, более пристально посмотреть на свое «творение» и проявить себя в различных видах творческой деятельности – речевой, музыкальной, двигательной, умственной – как раз помогают игры.

    В игре, используемой в качестве форм организации учебной ситуации, ребенок чувствует радость учения: проявляется и умственная, и социальная активность, мобилизуются интеллектуальные силы, которые сопровождаются эмоциональным подъемом.  Игра становится мощным средством самовоспитания, самовыражения и самоусовершенствования. И мне хочется поделиться с некоторыми, на мой взгляд, интересными находками.

 

    Игра «Прятки» при усвоения темы  crescendo и diminuendo.

По принципу игры «Холодно – жарко». Выбирается водящий в отсутствии которого прячется какой либо предмет. Водящему предстоит найти этот предмет, вслушиваясь в музыкальное звучание, которое сопровождается ритмическими хлопками детей. Громче музыка и хлопки звучат, значит предмет близко и наоборот.

 

    Игра «Лишнее слово».

А) гобой, флейта, рожок, труба, кларнет

Б)баян, аккордеон, гармонь, фортепиано

В) пианист, трубач, флейтист, композитор, пианист

Г) вальс, полька, фокстрот, мазурка, марш

Д) симфония, песня, пьеса, сюита, соната

 

    Игра  «Ритмическое эхо»  при изучении темы о регистрах.

Учащиеся вслед за звучанием музыкальных фрагментов воспроизводят звучания, динамических оттенков и ритмических рисунков, отмечая нижний звук хлопком по столу, верхний хлопком над головой. Можно вставить средний звук, который нужно отметить хлопком кулачками перед грудью.

    По этой же теме «Ракеты». При исполнении учителем хроматической гаммы вверх – ракеты (указательные пальцы) «летят» вверх и обратно. Эта игра может быть физминуткой.

 

    Игра при изучении темы «Мажор и минор». Учащиеся делятся на две группы. Первая повторяет ритмический рисунок только мажорных фраз, вторая – только минорных, исполняемых учителем на фортепиано.

 

   Интересное предложение игры «Лесная симфония» при изучении этого жанра в журнале «Искусство в школе» № 3 за 2002 год.

  В программе 1 класса есть хорошо известная народная песня  «Уж как шла лиса». На примере этой песни можно провести музыкально-речевую игру, превратив ее в «Лесную симфонию», которая состоит из разнообразных речевых партий, принадлежащих, помимо лисы другим животным, птицам, рыбам, насекомым. И обыграть так, что многоликая живность, обитавшая в лесу и вне его, приняло участие в описанном событии (лиса нашла Азбуку) и чтобы каждый обитатель по-своему на него реагировал. Каждая партия поется на двух нотах, но в разных регистрах, развивая чувство равномерной ритмической пульсации.

Вот текст партий:

На первый ритмический рисунок:                    На второй ритмический рисунок:

Уж как шла ли- СА по трав-ке                         Она се-ла на пе-нек

Наш-ла аз-бу-ку в кА-нав-ке                            И чи-та-ла весь де-нек

Медведи: Мы не грамотные мишки,                Бурундук: Я ворчливый бурундук

                Не учили нас по книжке.                                     Суну азбуку в сундук.

Рыбы: Хоть и мы немые рыбы,                      Хомячок: Я пушистый хомячок,

            Азбуку читать смогли бы.                                    Спрячу книжку под бочок.

Коза: Шла коза через лесочек,                       Бегемот: Я голодный бегемот,

           Съела в азбуке листочек.                                       Взял бы азбуку –и в рот!

Мышка: Шур-шур-шур,                                 Воробей: Прыг да прыг,

           -шуршала мышка,                                                 да чик –чирик!

         Я шуршу совсем как книжка.                            Я учиться не привык.

Ёж: Азбуку читать приятно-                       Бобер: Много книг прочел бобер

        Это и ежу понятно.                                            И умен он, и хитер.

Павлин: Я павлин, царица -птица                 Какаду: Расхрабрился какаду:

            Не желаю я учиться.                                        Я и сам букварь найду.

Лягушка: А лягушка горько плачет:            Конь: Бьет копытом пегий конь:

                 Книжка от меня ускачет.                         Мой букварь, попробуй тронь!

Слоненок: Я слоненок – недоучка                Сова: Я премудрая сова,

                 Дайте книжку, дайте ручку!                   И без книжек – голова.

Синичка: Тинь–тинь-тинь – поет синичка    Черепаха: Хоть живу я дольше всех,

                Вот любимая страничка!                                Буквы мне учить не грех!

Уж: Совершу для вас я чудо -               Гиппопотам И сказал гиппопотам:

         В азбуке закладкой буду.                                    – Книжка мне не по зубам!

 

   Распределяются партии между детьми по желанию. Учитель задает ритм, темп, поддерживая равномерную ритмическую пульсацию и игровой тонус.

Первый этап игры – последовательное и ритмическое непрерывное проговаривание всех партий в характере и соответствующем тембру героя голосом,  не выходя из общего ритма и темпа.

Второй этап – начинается так же с той разницей, что каждый, вступивший со своей партией, проговорив ее, не замолкает, а многократно ее повторяет, пока к нему присоединяются все новые и новые персонажи. В конце получается, что все дружно сканируют – каждый свою партию. Это и есть настоящая симфония.

Третий этап – когда после учителя вступают одновременно все участники – каждый со своей партией – в течении какого – то времени дружно декламируют партитуру. Можно разнообразить динамически. Учитель начинает шепотом, так же тихо вступают дети, постепенно наращивая громкость и закончив по жесту учителя оглушительным сканированием. Или наоборот.

   Эта игра позволяет максимально индивидуализировать работу с детьми вплоть до того, что каждый ребенок может иметь свою роль, партию, свой голос в симфонической партитуре.  Наряду с этим, исполнение «Симфонии» требует четко согласованных коллективных ритмических действий. Таким образом, каждый отдельный голос, непохожий на другие, должен эмоционально и ритмически точно вписаться в общую партитуру и сочетаться с другими голосами.

   

   При усвоении темы «Жанр симфония» мы в классе распределяемся на группы инструментов и виртуально исполняем при слушании фрагментов из симфоний.

 

   Ну и, конечно, огромное количество интересных игр у К. Орфа. Например одна из них речевые игры «Слушай барабан» и «Динь-дон», которые исполняются каноном.  Нотные примеры можно найти в журнале «Искусство в школе» « 6 за 1999 год.

 

    По программе в 3 классе «Музыкальный фольклор» очень много возможностей обыгрывания народных песен. При знакомстве с народными праздниками я знакомлю детей со многими народными играми и сценками. На уроке разыгрываются сценарии народных праздников, народных посиделок. Это помогает самим детям соприкоснуться с забытыми праздниками и ближе узнать о народных традициях и обрядах.

  

     Эти игры в основном для младших школьников. А вот некоторые для учащихся 4-7 классов.

 

    Игра «Музыкальный тайник»

Цель познавательной игры – расширить знания о музыке каждого участника.

  Чтобы открыть какой – либо тайник, нужно узнать секрет или шифр. Например, в известной сказке Али-Баба пользовался волшебным словом сим-сим, чтобы попасть в пещеру разбойников.

   «Музыкальный тайник» тоже имеет волшебную силу, и чтобы его открыть нам помогут волшебные буквы алфавита. Отгадывать их мы  будем по принципу игры «Поле чудес», но все вопросы будут связаны с музыкой.

  Правила игры:

Перед вами слово. Его надо будет открыть. Вам будет предложено 3 попытки. Если вы отгадаете букву с первой попытки, то получаете 3 балла, со второй – 3, с третьей – 1. Если ответа не было, баллы не присуждаются.

   За выкрики без руки – команда лишается 1 балла. За помощь, если команда соперников не знает ответа, присуждается 1 очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. Призами будут отметки. За наибольшее количество баллов – 5, меньшее – 4.

Например: Отгадать слово – фамилию композитора Рахманинов.

А Вопрос достоинством в 3 балла.: Как называется пение хора без музыкального сопровождения? (а капелла)

     Вопрос достоинством в 2 балла: Совместное пение нескольких действующих лиц? (ансамбль)

     Вопрос достоинством 1 балл: Название сольного номера в опере, в котором герой передает глубокие личные переживания? (ария)

В  В 3 балла: Назовите имя известного эстрадного певца, с необычно широким диапазоном голоса? (Витас)

       В 2 балла: Медный духовой инструмент, бывший охотничий рожок? (валторна)

       В 1 балла: Как называется песня для голоса без слов? (вокализ)

И  В 3 балла: Какая страна считается родиной оперы? (Италия)

     В 2 балла: Расстояние между двумя звуками – нотами? (интервал)

     В 1 балла: Имя крестьянина, которого воспел в своей опере М. Глинка? (Иван)

М В 3 балла: Одноголосно выраженная музыкальная мысль? (мелодия)

     В 2 балла: Музыкальный жанр, служащий для обеспечения синхронного движения большого числа людей? (марш)

     В 1 балл: Австрийский композитор, получивший в 18 веке звание чудо-ребенок? (Моцарт)

Н  В 3 балла Какая страна гордится музыкальными произведениями своего национального композитора Э. Грига? (Норвегия)

       В 2 балла: Как музыканты называют пять линеек, на которых пишутся ноты? (Нотоносец)

       В 1 балла: Графический знак музыкального письма? (нота)

О  В 3 балла: Назовите самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент? (орган)

      В 2 балла6 Как называется вид театрально-музыкального  искусства, который первоначально назывался «драма на музыку»? (опера)

     В 1 балл: Как называется большой коллектив музыкантов, руководимый дирижером? (оркестр)

Р  В 3 балла: Как называется опера М. Глинки, написанная на мотив сказки А. Пушкина? (Руслан и Людмила)

    В 2 балла: Назовите композитора сказочника? (Римский – Корсаков)

    В 1 балл: Каким словом определяется высота звучания музыки? (регистр)

Х  В 3 балла: Как называется опера М. Музоргского? (Хованщина)

    В 2 балла: Как называется песенный парад? (хит)

    В 1 балл: Как называется коллектив певцов, руководимый дирижером? (хор)

 

 Следующая игра для получения знаний по теме «Разновидности оркестров»

 

Задание: Впишите в горизонтальные линии названия музыкальных инструментов симфонического оркестра. Подсказкой послужит вписанный в кроссворд по вертикали слово «Симфонический»

  1. С_ _ _ _ _ _      самый высокий по звучанию струнный смычковый инструмент
  2. _И_ _ _ _ _     ударный инструмент, имеющий определенную высоту звучания
  3. _ _ _М_ _ _    медный духовой инструмент с кулисой
  4. Ф _ _ _ _ _     самый высокий по звучанию деревянный духовой инструмент
  5. _ О _ _ _ _ _ _  ударный инструмент, имеющий определенную высоту звучания
  6. _ _ _ _ Н _ _    деревянный духовой инс-нт, в переводе обозначающий «ясный звук»
  7. _ _ И _ _ _ _ _  ударный инструмент, в переводе обозначающий «поющее дерево»
  8. _ _ _ _ _ _ Ч _ _ _ средний по высоте звучания струнный смычковый инструмент
  9. _ Е _ _ _ _ _ _ _   ударный инструмент с звонким металлическим звуком
  10. _ _ С _ _ _ _ _ _ _  ударный щёлкающий инструмент, испанского происхождения
  11. К_ _ _ _ _ _ _ _   самый низкий по звучанию струнный смычковый инструмент
  12. _ И _ _ _ _    струнный инст-нт, не входящий в состав симфонического оркестра
  13. _ _ _ _ Й    деревянный духовой инструмент

 

 

 

Аналогичный кроссворд ребята отгадывают при изучении темы «Оркестр народных инструментов.

 

Конечно, далеко не на каждом уроке применяются такие и другие игры. Но в целом игровые формы на уроках способствуют:

  • Освоению предметного материала;
  • Снятию психического напряжения;
  • Созданию ситуации успеха;
  • Формированию положительных мотиваций;
  • Созданию возможности для самовыражения учащихся;
  • Развитию воображения и фантазии;
  • Формированию нового взгляда на мир;
  • Воспитанию открытой и свободной личности, способной к познанию, переживанию, активному действию.                                                                 

                                                                                                               2006 год

 

Двухчасовая авторская программа "Воспитание музыкой" для учащихся 1–3-х классов

Усманова Ольга Владиславовна
учитель музыки., СОШ № 7, г. Лениногорск, 423250, Республика Татарстан, г. Лениногорск


Поиски всевозможных путей расширения певческой деятельности детей, их творческой активности, сопереживания, пробуждение эмоций, фантазии привели к мысли создания двухчасовой программы по музыке для учащихся начальных классов.

В составлении этой программы я опиралась на материалы программ Н. Терентьевой, Г. Ригиной, курс “Сольфеджио под редакцией Л.Масленниковой, методические пособия по предмету. Эти материалы помогли построить уроки в форме активного мыслительного вслушивания, размышления, творческого исполнения песенного материала, двигательной активности и импровизации. Программа первого года обучения идет под названием “Музыка, движение, театр”, второго года – “Музыкальный язык”, третьеклассники познают красоту “Музыкального фольклора”. Все познания учащимися музыкального искусства в младшем школьном возрасте строятся с помощью игровых моментов, движений, сказок и фантазий. На втором году обучения учащиеся знакомятся с музыкальной грамотой, что очень важно и нужно в осмыслении музыки в старших классах. При этом появилась возможность отслеживать развитие вокальных данных учащихся при помощи специальных попевок, упражнений и систем.

Апробируя и диагностируя эту программу, можно сделать выводы о:

  • Росте певческих навыков детей, чистоты интонации;
  • Доступности детьми к пониманию языка музыки;
  • Развитии творческой мыслительной деятельности;
  • Развитии артистических способностей детей и эмоциональности.

Благодаря игре, импровизации, движению под музыку и другим приемам, у учащихся пробуждаются эмоции, развивается нравственно-эмоциональная отзывчивость, воображение, диалектическая взаимосвязь с окружающим миром.

Двухчасовые уроки в неделю способствуют подготовке и проведению общешкольных внеклассных мероприятий, которые завершают каждую четверть, как итог пройденного материала, развивая артистические возможности детей. Так в первом классе первая четверть завершается праздником “Краски осени”, вторая – “Новогодним карнавалом, третья четверть утренником “Из Букварины в страну Литературию”, четвертая – Итоговым праздничным концертом. У третьеклассников, тема “Народные праздники” перерастает в весеннее гулянье “Широкая масленица” и мероприятие “Песни, танцы и игры народов мира”.

Подготовка к этим праздникам непроизвольно проходит на самих уроках. На этих представлениях учащиеся являются не пассивными слушателями, а активными и непосредственными участниками.

Праздник осени в нашей школе является традиционным вот уже в течение восьми лет.

Ежегодно меняется сценарий проведения этого праздника. В этом учебном году первый праздник для первоклассников прошел под названием “Царица Осень”.

 

 

 

Праздник царицы Осени.

Действующие лица:

Царица Осень
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Пугало огородное

Ведущий:
Сказка, сказка, прибаутка!
Рассказать ее не шутка!
Чтобы сказка от начала,
Словно реченька журчала,
Чтоб в середке весь народ
От нее разинул рот,
Чтоб никто – ни стар, ни млад –
Под конец не задремал!

Друзья! Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенной путешествие – в прекрасную страну-сказку, на праздник царица Осени. В дорогу мы возьмем ценный багаж: шутки и смех, песни и пляски, иначе нас просто не пропустят в сказочное осеннее царство.

Закройте глаза и повторяйте все за мной: “Раз, два, три! Дверь в сказку отвори!”

Все дети повторяют, звучит быстрая музыка.

Откройте все глаза! Кажется, мы на месте.

Звучат фанфары. В зал входят 3 месяца: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. В руках у них свитки.

Сентябрь: Внимание! Внимание! Сегодня государыня наша Осень соизволила пригласить всех своих подданных гостей на праздник.

Октябрь: (разворачивает свиток):
Внимание! Внимание!
Всем Ванюшкам и Катюшкам!
Всем Андрюшкам и Танюшкам,
Всем Светкам и прочим деткам!

Строгий приказ: веселиться, петь и плясать на празднике до упаду! А кто ослушается и царскую волю не исполнит – не сносить тому головы!

Ноябрь: Внимание! Внимание! На праздник веселый прибудет сама государыня наша Осень. Да вот и она сама! Встречайте! Музыка!

Ведущий:
В платье пестро-золотом
Осень к нам явилась в зал,
Как прекрасная царица,
Открывающая бал.
Давайте встретим ее веселой полечкой!

Все: Танцуют “Итальянскую польку” С.Рахманинова

 

Осень:                                                                                                                                                     Привет вам, девчонки!
Привет вам, мальчишки!
Привет замечательным учителям!
Привет всем, кто любит хорошие книжки,
Кто в школу пришел в первый день сентября!
А пришла я на праздник с тремя братьями – осенними месяцами. Узнаете их?

Сентябрь:                                                                                                                                              Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?

Октябрь:
Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?

Ноябрь:
Поле черно- белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Людом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

Осень:
Молодцы ребята! Правильно узнали братьев месяцев. Я знаю, что вы готовились к встречи со мной. Вон какие рисунки красивые нарисовали! А теперь я хочу услышать песню про Осень.

Зал исполняет песню “Осень”Муз. М. Красева сл. М. Ивенсена

За кулисами слышится какой-то шум. Раздаются крики: “Сюда нельзя!”, “пропустите меня!”

Осень: В чем дело? Кто осмелился нарушать наше веселье? (На сцену вбегает Пугало).

Пугало: (подбегает к Осени, кланяется ей):

Матушка- голубушка, царица наша золотая Осень, не вели казнить, вели слово молвить!

Осень: Кто ты? И откуда? Почему в таком виде на празднике?!

Пугало:
Я одеваюсь не по моде,
Весь век стою я на часах,
В саду ли, в поле – огороде,
На стаи нагоняю страх.
И пуще огня, хлыста или палки,
Страшатся меня грачи, воробьи и галки.

                                       

Сентябрь: Хватит тут загадки говорить,
Отвечай толком на вопрос царицы Осени!

Пугало: Матушка-голубушка Осень! Что же это такое делается? Заступись! Государыня! Я не какой-нибудь бездельник и лентяй. Я трудовое Пугало огородное. Все лето стою в саду-огороде, урожай стерегу, не сплю, не ем, в любую погоду, и под дождем. Работаю, не опуская рук. А меня на праздник не пускают! Говорят наряд у меня не модный! Какой уж выдали! А потом, ведь если я в модельном костюмчике на огороде буду стоять, кто же меня испугается?

Осень: Не обижайся, Пугало. Теперь мы во всем разобрались. Подключайся к нашему празднику. Давайте, ребята порадуем нашего гостя песней. А ты, Пугало, подпевай.

Все поют песню “Осень постучалась к нам” муз. М. Смирнова, сл. Т. Прописнова

Сентябрь: Дорогая матушка, мы, сыны твои любимые, я, братец Октябрь и братец Ноябрь, решили сегодня потешить, повеселить тебя да показать, на что мы способны. У каждого из нас есть помощники верные, на все гораздые. Дозволь же, матушка, начать наш праздник!

Осень: Дозволяю начать праздник! Повеселимся же сегодня вволю! А то придумал кто-то, что осень – унылая пора! Начинай-ка ты, Сентябрь-чародей, сынок мой любимый, милый, шаловливый. Представь нам своих помощников.

1А и 1Б класс.
В золотой карете, что с огнем игривым,  Прокатилась осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила: Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

Нарядилась вишенка, вышла погулять. Платье с красных бусинок – их не сосчитать.
Стала с ребятишками хоровод водить, С платьица по бусинке каждому дарить.
Стали ярче вишенок щеки детворы. Щедрые у вишенки для детей дары!

Многочисленное войско собирает старый пень. Тонконогие ребята подрастают каждый день!
По траве войска идут, грибники их тут найдут! Лишь наклонишься немножко, поглядишь-
Полно лукошко!

Как-то вечером на грядке Репка, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прядки, Но сначала встали в круг.

Осень: Да, бравые молодцы! Молодец, сынок Сентябрь.

Все поют песню “Урожай” муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной

Осень:
А теперь пришел твой черед, сын мой второй, Октябрь золотой!
Покажи умение, представь свои творения!

1В и 1Г класс.
Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены, В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень – не жалейте лета, Посмотрите – осень в золото одета!

Льют дождь, холодный, точно лед. Окружаться листья по полянам,
И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет.

Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах,
Это платье золотое у березы на плечах. Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят
И летят…летят…летят…

Все исполняют танец “Осенний вальс” муз. О. Поляновой, сл. В. Орловой

            

Осень:
Спасибо, сынок Октябрь! И твои помощники мне очень понравились.
А теперь твоя очередь, сын мой серьезный, Ноябрь морозный!

Ноябрь: Уж и не представляю, чем, тебя матушка, порадовать. Сама знаешь, тоскливая пора – поздняя осень.

Земля остыла, улетели птицы,
Закончился в природе листопад.
Колючим холодом и первым снегом
Ноябрь уж укрывает голый сад.
Пруды замерзли, и слегка
Ледком подернулась река.

Пугало: БР-Р-Р! Ну что ты, царевич Ноябрь, тоску на нас нагоняешь! Дай-ка я тебе помогу – и матушку твою повеселю, и гостям угожу!

Ноябрь: Ишь, какой умник выискался! Откуда это ты знаешь, как цариц веселить?

Пугало: Знаю вот! Тут у меня (стучит по голове) кое-что имеется! У хозяина на яблоне в саду, где мое рабочее место было, летом транзистор висел – не умолкал! Так что я уму-разуму понабралось: всё теперь знаю, еще и лекцию могу прочитать, как вежливым бать и не грубить гостям.

Осень: Не обижайся, Пугало. В самом деле, помоги-ка царевичу Ноябрю. Что там придумало?

Пугало: (Выходит в центр сцены и обращается к залу) Вы согласны помочь царевичу Ноябрю?

Дети в зале: СОГЛАСНЫ!

Пугало: Хорошо. Тогда разделимся на две команды. Те, что сидят слева, будут изображать дождь, а те, что сидят справа – ветер.  Эй, вы, помощники удалые! Вы не забыли, как дождь стучит по крышам? Ну-ка!

Дети громко: Кап-кап-кап-кап!

Пугало: А вы помните, как ветер воет за окном в ноябре?

Дети: У-у-у-у!

Пугало: Ну, а теперь все вместе! Ну что, царевич Ноябрь, похоже?

Ноябрь: Похоже, еще как похоже! Спасибо!

Пугало: Загадаю я вам загадку!

Появилась в небе клякса,
Если клякса заревет,
Разбежится весь народ.
Только ветер был хитер,
Налетел и кляксу стер!

(Туча)

Туча, туча. Что ты льешь? Подари нам , туча, дождь!
Будем мы с тобой водиться, не жалей для нас водицы!
Под какую песню это стихи?

Все исполняют песню “Дождь” Т. Дикарева

Ведущий:
Нынче день такой хороший,
Весь от листьев золотой.
Потанцуем на прощанье
Быстрый танец заводной!

Все исполняют под запись “Дождь” быстрый танец муз. В. Чистякова, сл. М. Яснова

Осень:
Славно мы попраздновали сегодня!? Спасибо, что пришли на встречу со мной!
Я прощаюсь с вами до следующего года. Низкий всем поклон!

 

 

  

Усманова Ольга Владиславовна

учитель музыки.
СОШ № 7, г. Лениногорск


Развитие творческого мышления на уроках музыки

Раздел: Преподавание музыки

Музыкальное воспитание детей – важное звено общей системы воспитания, основной задачей которого является разработка и внедрение творческой системы музыкально – эстетического образования. На уроке музыке, как уроке искусства, освоение всех элементов должно проходить в увлекательной форме, приносить учащимся эстетическую радость познания. Это одно из главных направлений моей педагогической деятельности в школе. Сам принцип проведения урока музыки я стараюсь основывать, прежде всего, на оптимизации воображения, развитии эмоционально – образной сферы учащихся. Целый ряд психологический явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это – сопереживание, вовлечение, вживание, соучастие и т.д.

Учащиеся 1-3 классов в нашей школе занимаются по разработанной мною авторской двухчасовой программе “Воспитание музыкой”, принятой на Республиканском конкурсе авторских программ и награжденной Дипломом II степени.

На уроках первого года обучения “Музыка. Движение. Театр” важнейшим фактором творческого развития детей становится игровая ситуация. Восприятие музыкальных произведений происходит через познание их жанровости, тесно связанных с жизненными ситуациями. Этому способствуют темы четвертей: “Краски осени”, “Музыкальный карнавал животных”, “Волшебница зима”, “Музыка о доме”, “Весну встречаем”. Творческие задания пронизывают весь урок от начала до конца, и реализуются через освоение тематических комплексов – сквозных и этапных тем. В программе разработаны различные варианты творческих заданий: сочинить сказку по прослушанному музыкальному произведению или же, что особенно нравиться учащимися, сочинить маленькие оперные сцены на заданный литературный текст. Или же озвучить голоса сказочных героев, например, из самых распространенных сказок “Колобок”, “Теремок”. Учащимся дается задание подобрать нужный регистр, темп, характер темы отдельных героев. После обсуждения учащиеся подбирают подходящую интонацию и воспроизводят свои варианты мелодий на заданный текст или звуки героев: писк Комарика, кваканье Лягушки и других героев из сказки “Теремок”, хитрой Лисички или косолапого Мишки из сказки “Колобок”. В этом случае получают развитие навыки импровизации. Для развития двигательных навыков учащиеся выполняют задания: изобразить услышанные музыкальные образы, музыкальный темпоритм, характер, соответствующий содержанию музыкального отрывка. Разучивание элементарных разнохарактерных танцевальных движений помогает составлению танцев, применяя их в праздничных утренниках, которыми заканчивается каждая учебная четверть. Игровые моменты помогают сделать учебный процесс более легким и увлекательным, а, самое главное, являются способом развития общения, артистических данных, как неординарное средство формирования личности.

Если в первом классе познание музыкального искусства достигается через движение, игру, через театральные постановки, то во втором - дети узнают о средствах музыкальной выразительности, построениях музыкальных произведений, о нотной грамоте и элементарных исполнительских возможностях. Развитие творческого мышления особенно активизируется при изучении темы “Музыкальный язык”. Ведь не зная языка музыки, невозможно понять ее так, как, не зная букв, невозможно прочитать книгу.

Знакомство с нотками тоже проходит в игровой форме. Но игра уже несет познавательный характер. Понятие звуковысотности идет через игру “Музыкальная графика”. Дети составляют график движения мелодии. Например, песня “Про кузнечика”. Исполняя мелодию, дети показывают рукой высоту звуков (по методике Д. Огородного “Азбука жестов”), а затем составляют вот такой график: (Рисунок № 1). Такой прием очень помогает при интонационной работе в песне. Если какое то место вызывает затруднение при разучивании, то я обращаюсь к исследованию этого эпизода через составление графика. Это помогает отдохнуть голосовому аппарату, и на какой то момент сменить род деятельности.

В следующей игре “Ритмослоги” второклассники составляют ритмическую основу слогов. Эта работа выполняется на определенной ноте, изучаемой на уроке. Например, “Я иду с цветами” - на ноте “Соль”, “Скок, поскок” - на ноте “Ля” и т.д. Таким образом, дети запоминают положение нот играючи, а не специально заучивая.

При изучении “Длительности нот” очень помогает сказка “Дружная семейка” Е.А.Королевой из книги “Музыка в сказках, стихах и картинках”. Слушая сказку учащиеся отстукивают шаги восьмых нот – “ребятишек”, четвертных - “родителей”, половинных – “бабушек”, целую – “прабабушку”. И им без специальных объяснений понятно, на сколько восьмые длительности звучат быстрее других. Эти же герои помогают и при теме “Размер”. Учащимся дается задание разместить “жильцов по квартирам”. В одной “комнате – такте” живут два “человека” при размере две четверти, как же разместить три “жильца” при этом же размере? Из опыта работы это задание дети выполняют с большим увлечением. Так же по этой теме любят решать задачки: сколько длительностей можно вместить, например, в целую ноту. Или же вот такие “кроссворды”. Надо подставить длительности так, чтобы и по горизонтали и по вертикали был размер две четверти из таких же длительностей, которые даны в условие. Такие задания на 5-10 минут активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творческих умений, делают тему более доступной и интересной, а главное помогают восприятию музыкального искусства, способствуют более обдуманному и выразительному исполнению песен. А итогом проверочной работы очень хорошо подходит песня “Робин Бобин” Г. Гладкова. Учащиеся получают задание по содержанию песни показать тяжесть шага “обжоры”: в первом куплете восьмыми долями, во втором – четвертными, в третьем – половинными, по мере его “сытости”.

Так же песня помогает и при изучении темы “Штрихи в музыке”. Помощницей становится песня “Почему медведь зимой спит”. Третье предложение каждого куплета учащиеся исполняют на разные штрихи, в соответствии с содержанием. “Шел он шел к своей берлоге…” - на нон легато, во втором куплете “На сосне веселый дятел..” – на стаккато, в третьем куплете поем медведю “Колыбельную” на легато. А чтобы обыграть темы по средствам выразительности музыки очень помогает материалы из уже упомянутой книги Е.А. Королевой “Музыка в сказках, стихах и песнях”. Но все же главной целью всех подобных уроков является “Познакомить учащихся со средствами музыкальной выразительности, как помощниками воспитания вдумчивого слушателя, умеющего красиво воспринимать музыку через чувства”.

Знания музыкальной грамоты помогает усвоению темы о музыкальном фольклоре в третьем классе. Я применяю задания сочинительского характера. Учащиеся пробуют сочинять частушки, колыбельные, плясовые песни, пополняют свой фольклорный репертуар от бабушек и мам. Песня на мелодию “Через две зимы” с переделанным текстом на школьную тему стала “гимном” первоклассников. А сколько вариантов частушек из жизни классного коллектива, друзей, семьи, так это не перечесть. Конечно, в таких заданиях активную роль занимают родители. Но это только радует.

В свою программу я ввела изучение народных праздников. На уроках мы разыгрываем сюжеты народных праздников с колядками, играми, сценками и песнями. Стал традиционным в нашей школе “Праздник Масленицы” для третьеклассников. Все умения, знания, полученные за третью четверть при знакомстве с традициями народа, обрядами, учащиеся показывают с большим артистическим умением, потому что они становятся активными участниками, а не пассивными слушателями.

Разнообразные творческие задания на уроках музыки в начальных классах приучают к мыслительной деятельности в среднем звене, при прослушивании более сложных и объемных музыкальных произведений. Пятиклассникам еще трудновато изложить свои впечатления о музыке в грамотно построенных предложениях. Поэтому я использую задания, в которых сочетаются игровой и обучающий план. Например, игра “Копилка образов” К услышанному музыкальному образу подбираются средства воплощения его.

  • характер: светлый, задорный, звонкий, игривый, лукавый…
  • темп: подвижный, живой…
  • ритм: пунктирный, активный…
  • выразительные штрихи: стаккато
  • регистр: меняющийся, от среднего к верхнему…

Такая игра помогает выстраивать полный музыкальный разбор произведения. А проверочным результатом своего мастерства становится выполнение задания по сочинению сказки о музыке, в которой главное действующее лицо – Музыка, которая заменяет Добрую силу, побеждающая Зло. В разделе описания волшебной музыки главного героя, предоставляется учащимся показать свое мастерство. Сколько создано замечательных, добрых сказок, которые собраны в кабинете музыки уже в четырех “книгах”.

А когда проходит тема “Можем ли мы увидеть музыку” учащиеся рисуют музыку. Какое то произведение в цвете, следующее в орнаменте, следующее в образе. Но ведь сначала надо охарактеризовать музыкальное произведение, понять замысел. И здесь помогают накопленный опыт благодаря выше указанной игре. Составляя свои рисунки по прослушанному музыкальному фрагменту, учащиеся раскрывают эмоциональную отзывчивость, развивая свой художественный вкус

Фрагмент урока в 4 классе по теме “Можем ли мы услышать живопись”

“Картины моря в творчестве Н.А. Римского - Корсакова”

Цель урока: Увидеть внутреннюю связь между музыкой и изобразительным искусством. Развитие творческого воображения

Музыкальный фрагмент

Вопросы, задания

Предполагаемые ответы

Беседа учителя

 

Вступление “Океан море синее” из оперы “Садко”

 

 

                                                                                                    

 

                                                                       “Песня Варяжского гостя”

 

 

 

 

 

 

“Песня Индийского гостя”

 

 

Итог:

 

Послушайте музыкальный фрагмент и выполните задания в тетрадях:

- меняется ли море. В одном ли оно цвете или нет.

- слушая этот фрагмент, изобразить в первом рисунке все что вы “увидите”  

-по вступлению и проигрышам изобразить в цвете северное море и его волнение. - рядом с рисунком записать слова, характеризующие само море и как оно изображено, т.е. что музыка “выражает” и “изображает”

- определить тембр голоса исполнителя

 

-изобразить в цвете и движении южное море.

- сравнительная характеристика выразительности и изобразительности -тембр голоса исполнителя

 

 

 

Море разноцветное. Музыка меняется по темпу и по динамике.

(Учащиеся показывают рисунок к первому фрагменту).

 

Море угрюмое, суровое, бушующее...

Изображаются удары волн о скалы…

Варяжский гость поет в басовой партии, что соответствует общей картине.

Бас.

Море нежное, спокойное, теплое…

Изображается лазурные волны, отражение солнечных лучей…

Тенор

1. Знакомство с картинами Айвазовского 2.Беседа об учебе композитора в Морском корпусе в Петербурге и его 3-х летнем плаванье по окончании училища. Мы сегодня постараемся увидеть те замечательные картины моря через музыкальное воплощение Николая Андреевича  

А так же меняются тональности, то есть сам тон окраски, море как бы окрашивается в разные цвета. Вы это хорошо отобразили в рисунке.

Краткий рассказ содержания оперы, подводящий к четвертой картине “Собирает Садко дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про края далекие, чтобы знать, куда путь держать. 

Варяжский гость поет о сильных, мужественных, закаленных в борьбе с грозной стихией людях: “Мы в море родились, умрем на море”

 

 

 

 

  

В этой песне гость поет о сказочной красоте Индии, здесь слышны переливы волшебной, райской птицы: “Райские все песни сладко распевает”   

Вы очень старались и отлично справились со всеми заданиями. Своими рисунками вы еще раз доказали, что музыку можно “увидеть”, если внимательно послушать, понять, представить.

Развитие творческого мышления учащихся имеет продолжение и в последующих классах, где глубокое переживание художественных произведений осмысливают в своих мини-сочинениях о музыке. Анализ творческих работ показал, что дети подчеркивают огромную связь музыкального искусства с жизненными ситуациями. Что она с большей силой способна влиять на человека, помогать в разных жизненных ситуациях и, главное, воспитывать благородство, гуманность, доброту.

Фрагменты итогового урока первой четверти в 6 классе по теме “Преобразующая сила музыки”.

Цель урока: Развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желания слушать и исполнять ее.

Разделы урока

Ход урока

Музыкальное приветствие

 

Подготовительная беседа

Исполнение приветствия “Музыка здравствуй”

Сегодня заключительный урок первой четверти. Заключительные уроки у нас всегда особенные и сегодня – это подведение итогов ваших музыкальных впечатлений.

Печальна и чиста, как жизнь, людьми любима,

Как жизнь, ты непроста, Как жизнь, непостижима, Музыка!

К. Кулиев

На уроках первой четверти звучала очень разная музыка. Разных композиторов, разных стран. Эти произведения раскрывали разные человеческие чувства, разные стороны человеческой жизни. Давайте вспомним по небольшим фрагментам какое воздействие оказывали на нас музыкальные произведения, как помогали они людям в определенных жизненных ситуациях.

Музыкальная викторина

“Матушка, что во поле…”

рус. нар. песня

·         какое чувство вызывает у вас эта песня. Я помню как сосредоточено вы ее слушали на первом уроке.

Ответы детей: Эта песня передает тревогу, беспокойство перед будущем героини…

“На побережье тайном” Микиса Теодоракиса

  

Песня “Я – фронт”

  • Что характерно этой музыке? Вспомните исторические факты греческого народа.

Ответы детей: Это пример, как музыка может заменить оружие борьбы, сплотить народ, придать  уверенность в завтрашнем дне.

Давайте исполним одну из песен Микиса Теодоракиса “Я – фронт”

Органная фуга И. Баха

  • Следующий номер я исполню в новом для вас звучании – на синтезаторе. Определите стиль построения этого произведения.

Ответ: полифонический

  • Какие человеческие чувства стремился вызвать И.С.Бах своей музыкой?

Ответы: Чувства собственного достоинства, веру в силу человеческого разума…

Да, образ человека, за которого боролся своим искусством И. Бах, можно охарактеризовать словами М. Горького “Человек – это звучит гордо!”. Этим Бах и близок нам – людям живущим через 200 с лишним лет после его смерти.

Симфония П.И.Чайковского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог:

 

 

 

 

Песня “Семь нот”

А. Варламова

Компьютерная программа “Эрмитаж”

  • Какова преобразующая сила этой музыки?

Ответы: Музыка Чайковского проникнута любовью к человеку. Она человечна.

Мы отметили на первом уроке особую популярность музыки этого композитора. Люди ощущают особую потребность в этой музыке, подобно в потребности в добром, ласковом слове близкого человека.

И яснеет бездонная высь надо мной.

Оттеняется зло, забывается косность,

И в сердцах воцаряется скрипки печаль.

Увлекая, весь мир согревает Чайковский,

И, как луч, доброта простирается вдаль.

Это слова о музыке Петра Ильича поэта У. Кумисбаева

А сам Чайковский о своей шестой симфонии сказал: “Я положительно считаю ее наилучшей и в особенности наиискреннейшей из всех моих вещей”.

Путешествуя по лучшим произведениям, одних из лучших композиторов, я уверена, обогатило ваше понимание о том, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе ее преобразующее влияние.

Завершить итоговой урок мне хотелось бы словами П. Чайковского, вдумайтесь в эти слова:

“Где сердце не затронуто, - не может быть музыки”

Волнует музыка, тревожит,

Вновь пробуждая красоту,

И никогда никто не сможет

Сравниться с ней по волшебству.

Давайте подтвердим эти слова исполнением песни “Семь нот”

В завершении урока я предлагаю виртуальное путешествие по “Эрмитажу”, шедевры которого сопровождаются музыкой П. Чайковского и она вам уже знакома. Обратите внимание, как гармонично сочетается изумительная красота живописи и музыки.

 Развитие творческого мышления через игру, движение, фантазию в младших классах помогает воспитанию вдумчивого слушателя, способствует приобщению учащихся к современной музыке в ее взаимосвязи с музыкальным классическим наследием. И я стараюсь, чтобы осуществление художественного познания мира детьми происходило через собственную творческую деятельность.

Радует, что многие мои ученики избирают профессии, связанные с музыкой и успешно преподают в школах и дошкольных учреждениях нашего города и за его пределами

Издательский дом «Первое сентября»

Адрес:121165, Москва, ул.Киевская, 24, «Первое сентября», Оргкамитет фестиваля «Открытый урок».. Телефон для справок: (095) 249-31-38. E-mail: festival@1september.ru

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz